Развитие без границ
08.11.2019
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
  • Telegram
43195

Основы обучения чтению детей

Умение читать очень важно в современном мире. Именно благодаря ему мы получаем информацию из книг и учебных пособий, общаемся в интернете, который уже давно стал привычной частью нашей жизни. Естественно, что каждый любящий родитель хочет дать своему ребенку освоить это умение как можно раньше, чтобы он смог легче адаптироваться к школьной программе. Однако на деле оказывается, что обучение чтению – сложный процесс, требующий последовательного подхода. По этой причине взрослые нередко задаются вопросами: «какие программы обучения чтению лучше для ребенка?», «достаточно ли хорошо методики обучения чтению в начальной школесправляются со своей задачей, или же нужно готовиться заранее?». Попробуем разобраться в хитросплетениях образовательного процесса и выбрать правильный подход к занятиям.

Консультация по обучению чтению

Можно начинать учиться читать – Признаки готовности

Многие родители хотят подготовить детей к школе, научить их читать еще до поступления в первый класс. Это стремление оправданно, ведь малышу легче будут даваться занятия, если он уже обучен грамоте. Независимо от того, что официально обладать навыком чтения до школы ученикам не требуется, современные реалии таковы, что программа первого класса очень быстро проходит буквы и звуки. Не все дети успевают изучать и закреплять знания, многим из них трудно работать в таком темпе. К тому же, малышам, которые только начинают осваивать грамоту, бывает сложно догнать своих заранее подготовленных сверстников.

Поэтому обучать детей чтению полезно еще до школы, но нужно учитывать особенности ребенка, чтобы избежать распространенных ошибок. В первую очередь, стоит обращать внимание на возраст малыша. Несмотря на то, что у специалистов нет единого мнения, когда лучше начать учить ребенка читать, большинство из них не советуют приступать к занятиям до того, как малыш достигнет 5 лет.

Дело в том, что, когда мы читаем, задействуется левое полушарие мозга, именно благодаря его работе ребенок учится запоминать и узнавать символы. До 5 лет дети для изучения окружающего мира больше используют правое полушарие мозга, отвечающее за воображение, эмоции, мечты. Задача маленького ребенка – научиться понимать эмоции других людей и выражать собственные, а также примерять на себя различные роли в форме фантазии или игры.

Когда родитель рано заставляет малыша запоминать цифры и буквы, это нарушает естественный ход его развития, искусственно провоцирует больше задействовать правое полушарие мозга, чем левое. Из-за этого дети упускают возможность развить эмоциональную сферу интеллекта, повышается вероятность приобрести некоторые психологические проблемы: неумение распознавать и понимать эмоции других людей, замкнутость и неуверенность в себе. По этой причине психологи не рекомендуют обучать детей чтению до достижения ими пяти лет.

Возраст – не единственное, на что стоит обратить внимание, чтобы определить готовность малыша обучаться чтению. Очень сложно изучать грамоту, когда устная речь ребенка еще недостаточно развита или в ней присутствуют дефекты. Для того, чтобы извлечь максимальную пользу из занятий, необходимо заранее убедиться, что малыш выговаривает все звуки. Если у ребенка обнаруживаются проблемы с произношением некоторых букв, то лучше обратиться за консультацией к квалифицированному логопеду, который поможет исправить ошибки и скорректировать речь.

Экспресс-обучение чтению для детей

Обучиться чтению также не получится без умения концентрировать внимание. Тренировать это умение можно благодаря занятиям, которые требуют усидчивости: рисование, лепка, изготовление различных поделок. В отличие от обучения грамоте, такое времяпрепровождение полезно и в более раннем возрасте, чем пять лет, оно позволяет малышу научиться сосредотачиваться на аккуратной, кропотливой работе.

Развитый навык чтения – это не только умение распознавать буквы и воспроизводить текст, требуется также запоминать и пересказывать прочитанное. Для этого нужна хорошая память, широкий словарный запас. Поэтому, для того, чтобы подготовить ребенка к обучению грамоте, важно уже с раннего возраста просить его пересказывать то, что с ним происходило в течении дня: с кем играл на детской площадке, что кушал в детском саду, что купили при походе в магазин. А для обогащения речи малыша необходимо читать ему книги – детские сказки и рассказы, объяснять ему значение неизвестных ранее слов.

Следование данным рекомендациям позволит вовремя приступить к обучению чтению, а значит успешно подготовиться к программе первого класса.

Какие методики и технологии обучения чтению лучше

На сегодняшний день существует множество программ по обучению детей чтению: по азбуке и букварю, по карточкам или кубикам. Важно понимать, что все это – только вспомогательные материалы для занятий. Чтобы изучить и закрепить навыки чтения, необходимо последовательно подходить к обучению, которое условно можно разделить на несколько этапов:

Звуковой этап

Перед тем, как изучать алфавит, важно показать ученику, что такое звук. Важно показать, что на слух слово – это набор звуков, нужно понять, как их определять: «м-а-м-а», «т-и-г-р», «м-а-ш-и-н-а».

Многие родители недооценивают данный этап, сразу переходят к изучению букв. Игнорирование звукового периода обучения, недостаточное его закрепление приводит к тому, что уже в первом классе у ребенка могут возникнуть проблемы с фонетическим разбором слова. В дальнейшем это отразится не только на таком предмете, как русский язык, но и на иностранных языках, ведь при изучении слов там используется транскрипция, с которой не получится работать без достаточной фонетической грамотности ученика. Поэтому важно уделить особое внимание звуковой части обучения.

Буквенный этап

Только когда малыш усвоил и закрепил звуковой этап, можно приступать к буквенному периоду обучения. Первостепенно изучается алфавит, затем ребенок учится читать первые простые слова: «в-о-д-а», «к-о-т», «д-о-м». Так он начинает сопоставлять букву с принадлежащим ей звуком. Время, которое необходимо потратить на изучение букв зависит от множества факторов: возраста малыша, его памяти и стараний. Независимо от того, где занимается дошкольник – с родителем или с педагогом – важно интерпретировать программу специально под него.

Обучение осмысленному чтению

Когда ребенок уже усвоил, так называемое, побуквенное чтение, наступает время перейти к изучению слогового чтения: «мо-ло-ко», «со-ба-ка», «об-ла-ка». Этот этап очень важен, в дальнейшем он научит ребенка правильно переносить слово на следующую строку. В начальной школе самой частой ошибкой в написании слов является пропуск буквы, именно данный период обучения чтению закладывает привычку проговаривать слово про себя по слогам при его написании. Благодаря этому ученик пишет грамотнее, допускает меньше недочетов из-за невнимательности, а значит, что и его успеваемость по русскому языку растет.

После достаточного изучения слогов, ребенок учится читать слова целиком. В первое время ему будет сложно отвыкнуть читать слово по частям, но постепенно он научится. Именно на этом этапе малыш приступает к азам беглого чтения. Когда оно развито в достаточной мере, дети легче справляются с уроками в школе, ведь:

  • они тратят меньше времени на подготовку домашних заданий, чем их сверстники, благодаря возможности быстро знакомиться с печатной информацией;
  • они легче усваивают материал, а значит их успеваемость выше;
  • они спокойнее воспринимают адаптацию к школе, так как приходят в нее уже подготовленными;
  • они имеют хорошую мотивацию к учебе, так как школьная программа дается легче.

Это основные причины, по которым педагоги и психологи рекомендуют готовиться к первому классу заранее, учиться читать еще до школы.

Обучение ребенка осознанному чтению

Уже в первом классе проверяется всем знакомая с детства техника чтения. Учитель выбирает простой текст с крупным шрифтом с минимумом сложных и незнакомых слов, засекает одну минуту, в течение которой ученик старается прочитать как можно большее количество слов. Несмотря на то, что в первом учебном году ученикам не ставятся оценки, у педагога есть нормативы, по которым он может оценить успехи ребенка.

В перовом полугодии на отлично справляются те дети, которые читают от 20 слов в минуту, хорошо – 16-20 слов, удовлетворительно – 10-15 слов, до 10 слов – плохо. Во втором полугодии отличным результатом считается чтение от 40 слов в минуту, хорошим – 31-40 слов, удовлетворительным – 25-30 слов, плохим – до 25 слов. Но, как показывает практика, те дети, которые были в достаточной мере обучены чтению еще до школы, свободно воспроизводят текст от 80 слов в минуту к концу второго полугодия первого класса.

Многие педагоги и родители считают результаты проверки техники чтения показателем того, насколько хорошо развит навык воспроизведения текста у ребенка. Важно помнить, что не только скорость ознакомления с книгой имеет значение, необходимо также хорошо понимать и запоминать прочитанное, читать осмысленно.

Технологии обучения чтению

Сформировать осознанное чтение можно благодаря практике, а также с помощью выполнения различных упражнений:

  • Чтение без пробелов. Ребенку дается к ознакомлению отрывок, в котором нет пробелов, позволяющих отделять одно слово от другого:

«Наступиладождливаяосень. – Наступила дождливая осень»,

«Холоданаступилиптицыулетелинаюг. – Холода наступили, птицы улетают на юг»,

«Природаокрасиларастениявжелтыеикрасныецвета. – Природа окрасила растения в желтые и красные цвета»,

«Прекрасенмирвокругвэтовремягода» - Прекрасен мир вокруг в это время года».

Чтобы справиться с упражнением, ребенку придется не только прочитать текст, но и найти его смысл, разделив соединенные друг с другом слова.

  • Составление слова из букв. Малышу предлагается справиться с непростой для него задачей – с нахождением правильной последовательности перемешанных между собой букв, чтобы составить загаданное слово:

«олокмо – молоко»,

«кьвубар – букварь»,

«пинсаллит – пластилин».

Данное упражнение к тому же полезно еще и тем, что развивает логику ребенка и его зрительную память. Еще одним плюсом данного задания является то, что оно, как и предыдущее, скорее всего, понравится ребенку, и он проведет время не только с пользой, но и с удовольствием.

  • Пересказ прочитанного. Именно когда перед учеником стоит задача не только прочитать текст вслух или про себя, но и рассказать о чем он, ребенок настраивается на вдумчивое чтение. Пересказ прочитанного позволит малышу развить свою память и речь, а также с более высокой долей вероятности заинтересоваться книгами.
  • Обсуждение прочитанного. Для того чтобы ребенок читал вдумчиво, необходимо обсуждать с ним то, что хотел донести до него автор произведения. Умение выделять главную мысль и мораль сказки или рассказа пригодится первокласснику в школе.

Важно подобрать правильные книги для чтения в период обучения грамоте. Предлагайте малышу небольшие сказки или рассказы, читайте вместе с ним по частям. Так он будет проявлять больше заинтересованности, чем если бы знакомился с произведением самостоятельно. Помните, что выбранный текст не должен содержать большое количество сложных слов, желательно, чтобы он был максимально простым.

Перед тем, как приступить к обучению ребенка осмысленному чтению, необходимо убедиться, что он в достаточной мере закрепил звуковой и буквенный этапы, перешел на начальную стадию беглого чтения. Залогом хорошего уровня воспроизведения и запоминания текста является постепенное прохождение всех этапов программы.

Проблемы обучения чтению в начальной школе

Экспресс-методы обучения чтению

Педагоги и психологи солидарны в своем мнении – нет способа обучить ребенка читать на хорошем уровне за короткий промежуток времени. Стремление быстрее наверстать упущенное или, наоборот, заранее в быстром темпе освоить грамоту ведет к тому, что навык малыша не будет достаточно развит и закреплен. Важно последовательно подходить к обучению независимо от того, где проводятся занятия – дома или в центре дошкольного развития.

К сожалению, современный родитель не всегда справляется с занятиями по освоению грамоты с малышом. К тому же, каждый ребенок индивидуален, и педагогу легче найти к нему подход в зависимости от его способностей и мотивации учиться. По этой причине сегодня набирают популярность центры дополнительного образования детей, в которых малышей обучают как чтению, так и другим дисциплинам.

Не всегда легко выбрать хорошее учебное заведение дополнительного образования. Важно обращать внимание на те, в которых занятия ведутся на основе методик, проверенных временем, доказавших свою эффективность. Не стоит доверять программам, обещающим за короткий срок научить ученика читать с нулевого уровня. Даже если в них и планируется знакомство и со звуковым, и с буквенным этапами, то очень беглое, недостаточное для того, чтобы развить этот навык на должном уровне.

Первостепенной задачей программы является подготовка ученика к беглому чтению, развитие памяти, интуитивной грамотности, словарного запаса, устной и письменной речи. За короткий срок добиться этого невозможно. Только постепенно, от простого к сложному, малыш учится быстро и осознанно читать текст, иной технологии просто не существует.

Конечно, даже если ребенок к первому классу еще не умеет читать, его возьмут в школу, но лучше подготовиться заранее. Постигать азы грамоты дома или обучать ребенка чтению в центрах дополнительного развития по проверенной методике – каждый выбирает сам, главное серьезно относиться к образовательному процессу и не допускать ошибок в нем. Помните, что переучить ребенка читать правильно сложнее, чем научить с нуля.